Мы все живём в лабиринте фавна?
Помните такой фильм: «Лабиринт фавна»? Кратко: девочка Офелия творит свою реальность (т. н. гиперреальность) в жестокой реальности (Испания, середина XX века, война, фашизм, хладнокровные убийства, повстанцы, тяжёлая беременность мамы, отчим-тиран…).
А в сказочном мире — феи-богомолы, фавн, сама девочка — принцесса, когда-то покинувшая родные подземные пенаты, чтобы увидеть небо и солнце. Сейчас она может вернуться, но нужно пройти три испытания (вот они, сказочные гиперссылочки: обязательно чего-то, но три).
И умереть. От выстрела отчима. Один сюжет. Но два финала. Девочка умирает. Однако в своём сознании она попадает обратно домой в подземное царство (и мама там жива!).
Примета времени — творение сознания (сказки) в условиях жестокой реальной реальности. Я вспомнил детей из Бюлербю Астрид Линдгрен. Там тоже девчонки играли в сказку — целовали за домом лягушонка, думая что он превратится в принца. Но это были игры детей. Просто потому, что они дети.
А это… Это другое. Ведь побег происходит в сказку не потому что девочка — ребёнок (не это первопричина), а потому что такова реальность. Ведь в сказку убегают не только дети.
Вспоминается Маленький принц: «Он за всю жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не посмотрел на звезду, никогда никого не любил…».
Это не человек. Это гриб. Он никогда не мечтал и не сделал никому хорошо. А сказка и умение мечтать — родственники.
Главное, наверное, не подменять всамделишность ирреальностью. А попытаться по таким же принципам сделать свою жизнь — доброй, светлой, радостной, готовым всем помочь…
Уметь видеть удивительное и необычное в окружающем.
Не быть грибами.
А в сказочном мире — феи-богомолы, фавн, сама девочка — принцесса, когда-то покинувшая родные подземные пенаты, чтобы увидеть небо и солнце. Сейчас она может вернуться, но нужно пройти три испытания (вот они, сказочные гиперссылочки: обязательно чего-то, но три).
- Первое — избавить старую смоковницу от жабы, которая живёт в корнях дерева и сосёт его соки (здесь героиня достаёт золотой ключик);
- Второе — пробраться в залу пиршеств к кожистому уродцу (который ест детей) и тоже достать один предмет (с помощью ключика);
- Третье — принести в жертву маленького (только что родившегося) братца.
И умереть. От выстрела отчима. Один сюжет. Но два финала. Девочка умирает. Однако в своём сознании она попадает обратно домой в подземное царство (и мама там жива!).
Примета времени — творение сознания (сказки) в условиях жестокой реальной реальности. Я вспомнил детей из Бюлербю Астрид Линдгрен. Там тоже девчонки играли в сказку — целовали за домом лягушонка, думая что он превратится в принца. Но это были игры детей. Просто потому, что они дети.
А это… Это другое. Ведь побег происходит в сказку не потому что девочка — ребёнок (не это первопричина), а потому что такова реальность. Ведь в сказку убегают не только дети.
Вспоминается Маленький принц: «Он за всю жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не посмотрел на звезду, никогда никого не любил…».
Это не человек. Это гриб. Он никогда не мечтал и не сделал никому хорошо. А сказка и умение мечтать — родственники.
Главное, наверное, не подменять всамделишность ирреальностью. А попытаться по таким же принципам сделать свою жизнь — доброй, светлой, радостной, готовым всем помочь…
Уметь видеть удивительное и необычное в окружающем.
Не быть грибами.
Метки: Войны, фашизм, сказки, Фавны, притчи, Мистика, Лабиринт фавна
Текст: Виктор Петренко
Версия для печати
Текст: Виктор Петренко
Версия для печати
Ещё для почитать: