{ more than more / больше, чем море }
Путешествие по Балтийскому ожерелью: Финляндия
05.02.2016 1 893 0

Путешествие по Балтийскому ожерелью: Финляндия

Об этой стране, как мне кажется, писать довольно трудно. В Финляндии нет ярко выраженного пиршества застывших в камне архитектурных шедевров ушедших веков, в отличие, скажем, от Германии, Польши, Чехии и других среднеевропейских стран. Быть может, причиной тому более серьёзный климат. Не до финтифлюшек всяких.

Капитальные строения столицы – Хельсинки – чем-то неуловимо напоминают Петербург. И даже крепость святого Олафа – Олавинлинна – по-северному сурова, с изрядной долей мрачности, нисколько не умаляющей, впрочем, её впечатляющей красоты.

Узенькие улочки Раумы с полувросшими в землю деревянными домишками возрастом в две, две с половиной, а может и три сотни лет – более старые не сохранились по причине разрушившего всё ранее построенное пожара 1683-го года – можно обойти за час или два, если уж совсем долго стоять перед каждым домиком, гладя его шершавые стены.

Раума – самый большой сохранившийся в Северной Европе деревянный Старый Город.

Но осмелюсь сказать, что хороша Финляндия не городами, а деревнями, лесами, полями, реками, озёрами и… людьми.

Про леса, поля, реки и озёра и говорить нечего – их надо просто увидеть. И поверьте, вы никогда не спутаете лес или озеро Финляндии с лесом или озером Австрии, Италии или, на худой конец, России.

Финны же – удивительны!

Ну, представьте себе: превосходная дорога, две полосы для движения в каждую сторону, и вдруг километра на три растягивается очередь.

Впереди ремонт моста.

Путешествие по Балтийскому ожерелью: Финляндия

Светофор по три минутки пускает машины то с одной, то с другой стороны. И никому в голову не приходит выехать из очереди, чтобы занять первое место у светофора – рядом ведь пустая полоса, никому в голову не приходит, поднимая тучи пыли, объезжать стоящих по обочине. Аккуратно и спокойно сидят финны в своих автомобилях, ждут очередного разрешающего сигнала светофора, чтобы продвинуться вперёд ещё на пару сотен метров…

Поражающая воображение порядочность!

Никогда не забуду пятнадцатилетней давности поездку в Суоми зимой. Белые дороги, что уже удивительно, если вспомнить зимние дороги в России, ослепительно белый снег вокруг – всё белое. И когда я решил свернуть к кафе, освежиться чашечкой кофе, дорога оказалась в пяти метрах правее, а мы благополучно провалились в слабую колею от снегоходов. Два метра вперёд, два метра назад – всё…

В эту минуту из кафе вышел полицейский – чуть ли не единственный финский полицейский, встреченный нами на дорогах за две недели путешествия, – увидел непорядок, подъехал к нам на своей машине и протянул мне трос…

Когда наше вызволение из снежного плена благополучно завершилось, полицейский молча улыбнулся на мои развесистые благодарности на неумелом финском языке и уехал.

С этих пор я стал серьёзно заниматься финским языком. И до некоторой степени преуспел – даже в командировке в Финляндию через четыре года осмелился примерить роль переводчика. Скромного, правда – в магазине, гостинице, на заправочной станции, но всё же был горд моими достижениями в освоении нелёгкого финского языка.

Язык сложный, но до чрезвычайности красивый, певучий. Исключительное удовольствие говорить на нём, пусть даже зная всего пару сотен слов.

В той же командировке я был окончательно покорён Финляндией. После работы, попивая вкусное финское пиво, я с нескрываемым удивлением слушал в уютном заведении довольно приличное исполнение песен Битлз на… финском языке!

На мой взгляд, это и есть любовь к Родине.


В отличие от громких визгов российских чиновников, после службы едущих в закрытые и тщательно охраняемые посёлки с мудрёными иноязычными названиями и пишущих по электронной почте письма детям в заморские колледжи и университеты. А назавтра снова истошно орущих про какой-то там патриотизм.

Ну ладно, не будем о грустном.

И вот – долгожданная встреча с Финляндией. По пути на Норд Кап – это самая северная точка Европы, на далёком-предалёком норвежском острове – и обратно мы изрядно поколесили по благословенной стране с нежным названием Суоми.

Километрах в тридцати от города Иисалми мы сделали лёгкую остановку на чашечку кофе. Рядом с дорогой очень живописное озеро. Вода прозрачна до дрожи, у берега несколько лодок. С навешенными на них моторами. Вокруг – ни души, по дороге, достаточно оживлённой, туда-сюда снуют машины разных калибров.

И лодки с моторами…

Такое абсолютное доверие к человеку встретишь нечасто.

В этот же вечер, в местечке Вуостимо, в шумном и прокуренном зале я объяснялся с хозяином гостевого домика, где мы забронировали ночёвку.

И вот – взаимопонимание достигнуто, и мы в уютной комнатке в мансарде. В пол упруго стучатся топот ног и звуки музыки.

Я спустился вниз и в очередной раз был поражён увиденным: оказалось, это было что-то типа вечеринки для тех, кому за…

Пенсионного возраста боевые дяденьки лихо глотали рюмка за рюмкой горячительные напитки, танцевали народный танцы, трогательно приобняв партнёрш, громко подпевали – само собой разумеется, что песни звучали исключительно на финском языке. Веселье было искренним, настоящим, неподдельным.


И я не выдержал – настолько заразительным было всё происходящее вокруг – лихо бросил на поднос кельнеру двухойровую монетку, получив взамен стаканчик душистого крепкого алкогольного напитка.

За полярным кругом встречается ещё одно удивительное явление – северные олени. Это фантастические животные. Мало сказать, что они красивы, они умны и чем-то неуловимо похожи на нас. Представьте себе – прямая дорога, ровная, чистая, в паре сотен метров впереди из леса выходит мохнатое создание с изящными рогами, останавливается посередине дороги и… задумывается, опустив голову. Машины останавливаются и ждут. К одному оленю могут подойти ещё несколько товарищей. На самом деле так простоять можно долго, потому что олень обдумывает свою мысль очень тщательно, и его нимало не заботят тарахтящие дизели слева и справа. Вывести животное из состояния общения с Космосом можно лишь единственным способом – приоткрыть дверь автомобиля. Человека олени не то, чтобы боятся, просто опасаются. И медленно отходят в сторону.

На выезде из тоннеля в Норвегии мы видели, как оленей, зашедших в тоннель попить воды, собирающейся со стен в дренажный лоток, буквально выталкивал огромный автобус. Олени упирались ногами в асфальт, не собираясь уходить с водопоя.

Северный олень – животное культовое. И в Финляндии, и в Швеции, и в Норвегии. Для живущего за полярным кругом народа саами это альфа и омега существования.


На дальних подступах к Вуостимо, километров за триста, даже за четыреста нам начали встречаться старые, но бодрые, прекрасно выглядящие автомобильчики. На своеобразный смотр они съезжались если не со всей, то с доброй половины Финляндии. И снова образец порядочности – никто не выражал недовольство малой скоростью отдельных раритетных экземпляров. На разрешённых участках Опели и Форды начала пятидесятых прошлого века, естественно, обгоняли их внуки и правнуки, там же, где нельзя – все аккуратно ехали, быть может, обсуждая секрет долгожительства соседей по дороге.

И даже ухоженные советские «копейки» очень гармонично смотрелись вдали от Родины.

Хельсинки – город, буквально растворённый в окружающей его природе. Стоит сделать лишь два шага в сторону от центра – декорации меняются.

Скалы, лес, отражающие высокое небо озерца – абсолютнейшая идиллия.

Рованиеми – город Йоулу Пукки. Так зовут финского деда Мороза.

Деревня Йоулу Пукки находится прямо на полярном круге, что, видимо, должно выражать некий символизм. Интересен процесс фотографирования Й. Пукки с детьми, выстраивающимися в очередь для совершения подобного таинства.

Представьте себе: на огромном троне сидит разодетый в шаровары, валенки и шубу дед, с длинной бородой, в общем, всё, как положено. По левую руку очередь детишек, в паре метров перед ним фотограф. За спиной деда красивый интерьер, лестница на второй этаж, книжные полки…


Прежде чем отправить своё чадо в очередь, родители оплачивают процедуру фотосессии звонкой монетой.

Левой рукой дед приглашает ребёнка, быстро щёлкает затвор фотоаппарата, правая рука отправляет дитя восвояси, левая же одновременно с движением правой приглашает следующего…

Секунд пять на всю церемонию. Дети, слава богу, ничего не понимают и весьма довольны, получив фотографию.

Таким образом, «жёлтый дьявол» совершенно конкретно косит глазом и в отношения детишек с их сказочным кумиром. Это уже результат коммерциализации и праздника и его главного героя.

Хотя я бы назвал среди всего этого шума, гама и продажи сувениров главным героем именно Звонкую Монету.

Но в гости к Йоулу Пукки едут, в массе своей, туристы, падкие до сувениров втридорога.

Финны же встречают Новый Год спокойно и красиво. Часов в девять вечера хозяин выносит на порог дома ведёрную свечу, зажигает её, и горит она дня два. Семья собирается за столом, мирно беседуют, ужинают и попивают глинтвейн.

В нашу первую поездку в Финляндию на Новый Год нам бронировал домик наш финский знакомый, и видимо, поэтому мы оказались в «финской» части уютной деревеньки для туристов. С тех пор Новый Год мы встречаем именно так.

А там, где в Салла Тунтури собрались «гости» из России, творился ужас, просто Содом и Гоморра. Стрельба, взрывы, орание песняков до рассвета.

В Финляндии два государственных языка – финский и шведский. Причём шведов в стране всего 7 %. Но государственных языка два – финский и шведский. Их учат в школах, на них в столице даже пишут названия улиц. И абсолютно никакого неудовольствия финнов к шведам, а шведов к финнам – мол, понаехали тут…


Такая же мирная и граница между Финляндией и Швецией.

Город на реке Торни-Йоки очень условно разделён на финскую часть – Торнио, и шведскую – Хапаранда. И живущие в Финляндии ездят в магазин за пакетом молока и батоном хлеба в Швецию. Или наоборот.

Чем не образец для подражания.

Вспомнил – отношения к Финляндии не имеет, но весьма показательно для Европы в целом – когда мы заезжали к нашим друзьям, живущим и работающим в Швейцарии, где цены не то что высоки, а очень высоки, про соответствующем, однако, уровне жизни, мы просто поехали в супермаркет в Германию. Сотня километров по превосходному автобану, мост через Рейн-батюшку – вот и Германия… Пакеты с покупками в багажник – и обратно.

Так что России ещё учиться, учиться и учиться мирному уживанию с соседями.

Так что России ещё стремиться, стремиться и стремиться!
Фотогалерея:

Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и пр.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий и подтверждаете, что ознакомлены со всеми пунктами Пользовательского соглашения, понимаете и безусловно принимаете их.
Согласен
Не согласен