Праздничные столы господарей (занимательно-поучительная история)
В средние века молдавские и валашские господари любили гульнуть на широкую ногу. Несмотря на жуткую нищету народа, терпевшего двойной гнёт как со стороны своих алчных господ, так и со стороны османских и татарских завоевателей, местная элита закатывала такие пирушки, что на них можно было накормить, по свидетельству летописцев, тысячи голодных людей.
Впрочем, это характерно и для нынешней элиты, которая предпочитает сейчас пировать так же широко, но более скрытно, так как изображает из себя бедного родственника и постоянно клянчит у Запада транши и кредиты.
Банкеты молдо-валашских князей были просто грандиозными по своим местным масштабам. На Рождество и Пасху светлейшие монархи и обслуживающий их высший церковный персонал (как же без него!) так обжирались, что несчастному народу доставались лишь одни косточки да тумаки.
В отдельном кабинетике, куда то и дело забегал глава государства, был сервирован нехилый столик для его сановной супруги и «жупыняс» — жён и дочерей приглашённых бояр, которые квасили отдельно от своих благоверных в соответствии с восточными традициями, установленными стамбульским начальством.
Когда господарь садился за стол, слуги начинали палить из недавно изобретённых в Европе пушек, а лэутары (музыканты) ударяли по струнам, исполняя рождественские гимны и турецкие мелодии (турки в Молдове не лезли в вопросы веры, лишь бы им вовремя башляли).
Репертуар у лэутар был весьма разнообразным — ещё бы, надо было лабать к каждому принесённому блюду новую мелодию.
А их было свыше тридцати! Наверное, поэтому у нас такой музыкально одарённый народ. Митрополиту, епископам и остальной благочестивой братии вместо мяса подавали рыбные и молочные кушанья. Но лично я сомневаюсь, что после такой обжираловки и пьянки кто-то следил за тем, кто и что ест – хавали и пили всё подряд, только лови момент!
Пир считался оконченным после того, как господарь, вытерев от гусиного паштета свои монаршие губки, бросал салфетку на стол (некоторые благоразумные гости делали вид, что пьяны в стельку, но принципиально оставались трезвыми, чтобы не упустить этот жизненно важный момент, иначе кто знает, какая карта им выпадет).
Отягощённый обильной трапезой, митрополит произносил благодарственную молитву, после чего присутствующие осеняли себя крестным знамением, если не лежали мертвецки пьяными под столами или не были заколоты прямо над своим салатом «оливье» (при господаре Александре Лэпушняну случалось и такое).
Оставшихся в живых бояр и попов провожали из трапезной под очередной торжественный туш и развозили по домам в сопровождении лэутар — вот тут-то можно было развернуться во всю: «Ехали на тройке с бубенцами-и-и, а вдали мелькали огоньки-и-и-и…».
А нищие, забытые и забитые крестьяне кланялись им вдоль дороги в три погибели, провожая их голодными глазами. Почти так же, как и мы с вами, когда проезжает президентский кортеж.
Я требую продолжения банкета!
Танцуют все!
Впрочем, это характерно и для нынешней элиты, которая предпочитает сейчас пировать так же широко, но более скрытно, так как изображает из себя бедного родственника и постоянно клянчит у Запада транши и кредиты.
Банкеты молдо-валашских князей были просто грандиозными по своим местным масштабам. На Рождество и Пасху светлейшие монархи и обслуживающий их высший церковный персонал (как же без него!) так обжирались, что несчастному народу доставались лишь одни косточки да тумаки.
В отдельном кабинетике, куда то и дело забегал глава государства, был сервирован нехилый столик для его сановной супруги и «жупыняс» — жён и дочерей приглашённых бояр, которые квасили отдельно от своих благоверных в соответствии с восточными традициями, установленными стамбульским начальством.
Когда господарь садился за стол, слуги начинали палить из недавно изобретённых в Европе пушек, а лэутары (музыканты) ударяли по струнам, исполняя рождественские гимны и турецкие мелодии (турки в Молдове не лезли в вопросы веры, лишь бы им вовремя башляли).
Репертуар у лэутар был весьма разнообразным — ещё бы, надо было лабать к каждому принесённому блюду новую мелодию.
А их было свыше тридцати! Наверное, поэтому у нас такой музыкально одарённый народ. Митрополиту, епископам и остальной благочестивой братии вместо мяса подавали рыбные и молочные кушанья. Но лично я сомневаюсь, что после такой обжираловки и пьянки кто-то следил за тем, кто и что ест – хавали и пили всё подряд, только лови момент!
Пир считался оконченным после того, как господарь, вытерев от гусиного паштета свои монаршие губки, бросал салфетку на стол (некоторые благоразумные гости делали вид, что пьяны в стельку, но принципиально оставались трезвыми, чтобы не упустить этот жизненно важный момент, иначе кто знает, какая карта им выпадет).
Отягощённый обильной трапезой, митрополит произносил благодарственную молитву, после чего присутствующие осеняли себя крестным знамением, если не лежали мертвецки пьяными под столами или не были заколоты прямо над своим салатом «оливье» (при господаре Александре Лэпушняну случалось и такое).
Оставшихся в живых бояр и попов провожали из трапезной под очередной торжественный туш и развозили по домам в сопровождении лэутар — вот тут-то можно было развернуться во всю: «Ехали на тройке с бубенцами-и-и, а вдали мелькали огоньки-и-и-и…».
А нищие, забытые и забитые крестьяне кланялись им вдоль дороги в три погибели, провожая их голодными глазами. Почти так же, как и мы с вами, когда проезжает президентский кортеж.
Я требую продолжения банкета!
Танцуют все!
Метки: история, праздники, Молдавия, Европа, господари, лэутары, турки, княжество Валахия, религия, жупынясы
Текст: Александр Димитров
Версия для печати
Текст: Александр Димитров
Версия для печати
Ещё для почитать: