Первый осенний шторм выявил последствия человеческой безответственности
Начиная с воскресенья, 29 октября, глубокий циклон переместился через Куршскую косу с южного побережья Балтики в сторону Беларуси. Он сопровождается обильными осадками и штормовым северо-западным ветром. Хотя сила ветра не превышает 23 м/с, его продолжительное стабильное воздействие вызывает нагонное повышение уровня моря и сильный волновой размыв защитного берегового вала – авандюны.
На самых низких участках – в прикорневой части полуострова (1-3 км) – наблюдается перелив морских вод и подтопление дороги, отдельные участки которой полностью покрыты водой.
Территория Куршской косы, примыкающая к Зеленоградску – исторически наиболее уязвима: здесь не раз море подмывало авандюну и затапливало шоссе. Для сдерживания напора стихии после сильного шторма 1983 года со стороны моря был построен волногаситель из резиновых покрышек и бетонных балок.
В 2016 году начались работы по реконструкции этих устаревших укреплений, завершившиеся в феврале 2017 года. Специалистами «Балтберегозащиты» был выполнен ремонт 180 метров сооружения. Старую конструкцию разобрали, покрышки вывезли, а балки уложили в один ряд с тетраподами в тыльной части пляжа. Первый осенний шторм показал слабые места этой конструкции.
В геологическом плане прикорневая часть Куршской косы – это древний морской пролив, сильное течение которого образовало промоину в глинистом фундаменте полуострова. С понижением уровня моря пролив обмелел и стал зарастать болотной растительностью.
Таким образом, на этом участке возникла самая крупная залежь торфа косы с мощностью горизонта до 10 м, перекрытого сверху тонким (несколько метров) слоем песка. По составу торф – тростниково-осоковый, в верхней части не полностью разложившийся. Эти образования очень не устойчивые и продолжают уплотняться, давая осадку. Процесс продолжается и далёк до завершения.
Так как осадка происходит неравномерно, соответственно в разной степени оседает и полотно дороги. Многие его участки уже опустились ниже уровня моря и подтапливаются в первую очередь, что заметно невооруженным глазом.
Летняя активность отдыхающих создаёт дополнительное напряжение на дорогу, что приводит к ускорению процессов оседания (один легковой автомобиль – это нагрузка в 300-400 кг\м²). Эта проблема хорошо известна руководству национального парка, на протяжении нескольких лет добивающегося запрета парковки на 1-3 км косы. На обочине дороги на этом участке умещается более тысячи легковых автомобилей, в погожий летний день стоящих вплотную друг к другу, не считая оставленных в лесу и на просеках. И это несмотря на установленные в 2016 году дорожные знаки, запрещающие стоянку на обеих сторонах шоссе.
Проведённый 30 октября научными сотрудниками национального парка мониторинг состояния авандюны и прилегающей территории даёт основания для обращения в соответствующие инстанции с требованием принять дополнительные меры по организации движения, ремонту дороги и берегоукреплению на прикорневом участке Куршской косы.
На самых низких участках – в прикорневой части полуострова (1-3 км) – наблюдается перелив морских вод и подтопление дороги, отдельные участки которой полностью покрыты водой.
Территория Куршской косы, примыкающая к Зеленоградску – исторически наиболее уязвима: здесь не раз море подмывало авандюну и затапливало шоссе. Для сдерживания напора стихии после сильного шторма 1983 года со стороны моря был построен волногаситель из резиновых покрышек и бетонных балок.
В 2016 году начались работы по реконструкции этих устаревших укреплений, завершившиеся в феврале 2017 года. Специалистами «Балтберегозащиты» был выполнен ремонт 180 метров сооружения. Старую конструкцию разобрали, покрышки вывезли, а балки уложили в один ряд с тетраподами в тыльной части пляжа. Первый осенний шторм показал слабые места этой конструкции.
В геологическом плане прикорневая часть Куршской косы – это древний морской пролив, сильное течение которого образовало промоину в глинистом фундаменте полуострова. С понижением уровня моря пролив обмелел и стал зарастать болотной растительностью.
Таким образом, на этом участке возникла самая крупная залежь торфа косы с мощностью горизонта до 10 м, перекрытого сверху тонким (несколько метров) слоем песка. По составу торф – тростниково-осоковый, в верхней части не полностью разложившийся. Эти образования очень не устойчивые и продолжают уплотняться, давая осадку. Процесс продолжается и далёк до завершения.
Так как осадка происходит неравномерно, соответственно в разной степени оседает и полотно дороги. Многие его участки уже опустились ниже уровня моря и подтапливаются в первую очередь, что заметно невооруженным глазом.
Летняя активность отдыхающих создаёт дополнительное напряжение на дорогу, что приводит к ускорению процессов оседания (один легковой автомобиль – это нагрузка в 300-400 кг\м²). Эта проблема хорошо известна руководству национального парка, на протяжении нескольких лет добивающегося запрета парковки на 1-3 км косы. На обочине дороги на этом участке умещается более тысячи легковых автомобилей, в погожий летний день стоящих вплотную друг к другу, не считая оставленных в лесу и на просеках. И это несмотря на установленные в 2016 году дорожные знаки, запрещающие стоянку на обеих сторонах шоссе.
Проведённый 30 октября научными сотрудниками национального парка мониторинг состояния авандюны и прилегающей территории даёт основания для обращения в соответствующие инстанции с требованием принять дополнительные меры по организации движения, ремонту дороги и берегоукреплению на прикорневом участке Куршской косы.
Ещё для почитать: