{ more than more / больше, чем море }
О макрофотографии, макрообъективах и макросъёмке из жизни насекомых
01.02.2020 354 0

О макрофотографии, макрообъективах и макросъёмке из жизни насекомых

Данный текст предназначен не для профессиональных фотографов, а для любителей фотографии, желающих расширить свой кругозор и развить в себе новые творческие способности. Но если профессионал и рискнёт прочитать нижеизложенное, мы готовы выслушать конструктивную критику и дополнение к сказанному.

Макрофотография (по-гречески «макро» — большой) как жанр возникла относительно недавно — всего лишь несколько десятков лет назад. Если первые фотографии увеличенных объектов съёмки — насекомых, растений и т.д. имели больше научно-исследовательский, анатомический характер, по мере совершенствования и доступности оптики макрофотография стала настойчиво обретать более художественные черты.

Она и поныне остаётся недешёвым увлечением, так как макрообъектив состоит из сложного сочетания линз высокого качества, не говоря уже об электронной начинке современных «стёкол». Тем не менее существует немало приёмов макросъёмки, щадящих карман фотолюбителя и позволяющих добиться неплохих результатов, если проявить терпение и настойчивость.

Как известно, самым простым способом является переворачивание китового объектива задом наперёд. Но часто это грозит запылением камеры, поэтому для предотвращения загрязнения матрицы было придумано реверсивное кольцо, которое можно накрутить на переднюю часть объектива и вкрутить его в фотоаппарат.

Следующим, более продвинутым и совсем недорогим способом являются удлинительные, или так называемые макрокольца, соединённые с камерой специальным переходным кольцом (адаптером). Они прикручиваются к задней части старого мануального объектива (или к байонету современного) и позволяют максимально увеличить фотографируемый объект при известной сноровке и опытности.

Правда, с каждым навёрнутым кольцом падает светосила объектива, и без дополнительных источников света трудно получить эффектную макрофотографию. Для современных объективов были спроектированы новые макрокольца, начинённые электроникой, которые стоят на порядок выше, но всё же намного дешевле современных макрообъективов.

Некоторые фотолюбители используют для макросъёмки специальные мехи, но это довольно громоздкая конструкция, с которой особенно не разгуляешься, гоняясь за бабочками и кузнечиками. Можно также снимать вполне приличные макросюжеты с помощью телеобъектива и даже полтинника Canon EF 50 mm f/1.8 STM c минимальным расстоянием фокусировки в 35 см.

Ну а если вы большой энтузиаст макросъёмки, и вновь приобретённый макрообъектив не вызывает недовольного ворчания вашей жены (мужа), тогда вы можете смело направиться в собственный сад или за город на фотосафари и насладиться вдоволь удивительным миром насекомых, цветов и растений. Перед вами раскроется совершенно иной параллельный мир, о котором вы раньше даже не догадывались, и вскоре вы сами не заметите, как станете похожим на жюльверновского учёного-географа и натуралиста Паганеля.

Изучая, например, строение обычной увеличенной мухи или бабочки-капустницы, вы с изумлением откроете для себя отлично продуманную до мельчайших деталей конструкцию, которая к тому же жужжит, порхает, а иногда даже больно кусается. Это также может натолкнуть вас на философскую мысль о том, что этот мир действительно придуман не нами. Вот так какие-то простые макрокольца могут порождать философско-метафизические рассуждения с намёком на креационизм.

Правда, не стоит забывать, что у макрофотографии есть свои враги — это ветер, быстрые ноги/крылья удирающей фотомодели и… собственное дыхание. Правильная фокусировка при макросъёмке — довольно трудная задача, и ваше дыхание часто сказывается на резкости изображения. Поэтому рекомендуется, как и при прицельной стрельбе из стрелкового оружия, нажимать на кнопку затвора после выдоха.

Да, фокусировка при макросъёмке — такая капризная штука (если вы не фотографируете с помощью штатива и тросика), что после неё порой бывает трудно отдышаться и немного кружится голова. Но игра стоит свеч, если не считать того, что ваш сосед-дачник, глядя на вашу красную вспотевшую физиономию, недоумённо крутит пальцем у виска.

А если ваш огород или двор заливает дождь, это вовсе не повод для того, чтобы скучать, отложив макросъёмку в сторону до хорошей погоды. Поищите у себя на кухне кофе в зёрнах, фасоль, рис, чайные лепестки или ещё что-нибудь в этом роде, установите нужный свет, и уверяю вас, это будет не менее интересным занятием, чем охота на насекомых и писклявых вампиров с крылышками.

Фотографировать можно всё что угодно — капельки, водяные пузыри, остриё карандаша, иголки с ниткой, да что угодно, и вы не перестанете удивляться своим маленьким открытиям такого огромного волшебного макромира.


Карл Цейсович Стекляшкин,
охотник за членистоногими фотомоделями
Фотогалерея:

Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Войти через: