12:46 | 25 мая, 2017

К нам едет ревизор
К нам едет ревизор Место: Калининградский областной драматический театр
Адрес: Калининград, проспект Мира, 4
Телефон: +7 (4012) 21-24-22
Время:  11 февраля, 19:00
Цена: от 250 до 500 руб.

Ревизор, которого не ждали



Постановщик спектакля, народный артист России Михаил Салес – режиссер волевой, целенаправленный, обладающий твёрдой рукой и не любящий двусмысленности, – похоже, и сам не ожидал такой концентрации смыслов, которые брызнули вдруг из глубин гоголевской пьесы, когда к ней применили инструмент под названием «творческая импровизация с элементами театральной пародии».

Спектакль получился неожиданным. Уже первое появление полицейских, преображённых в соответствии с современными реалиями в личную охрану Городничего, вызвало оживление в зале. Такими хрестоматийных городовых и околоточных ещё никто не видывал. Мужской эскорт в черных легинсах и черных очках явно настраивал публику на игривый лад.

А когда из дымящейся преисподней стали появляться в исподнем господа чиновники (потому что Городничий собрал своих подчинённых в сауне, чтобы именно в бане, где отмываются старые грехи и обмываются новые назначения, сообщить сакраментальное «К нам едет ревизор!»), – тогда уже пахнуло даже не мистикой, а таким весёлым ужасом, что кто-то в зале завизжал. Да тут ещё и предательская скрипучая дверь, из которой вывалился Антон Захаров – почтмейстер Шпекин…

Антон Захаров в сочетании с жутковато скрипящей дверью напоминал о другом спектакле по Гоголя, где актер играл казака Дороша, и это расширило ассоциативное пространство спектакля, позволяя сравнивать и познавать.

Спектакль соткан из озорных деталей, в нём переплетаются и чисто театральные, и остро политические мотивы, а за наивной игрушечной формой (Кремлёвская башня в качестве домашних часов над диваном, нефтяная вышка в качестве большой зажигалки) прочитывается горькое и одновременно грозное содержание, которое даже не нужно формулировать. Всем очевидно, что заигрались господа городничие в хозяев страны…

Стихия игры, где-то даже эстрадной и клоунской, облегчает задачу донесения смысла до зрителя. Кто же будет спорить, что клоунада, понятная даже ребёнку, бывает и грустной, и глубоко лиричной, и философской? Не ждали этого от «Ревизора»? А зря. Пьеса неисчерпаема.

Ироническое цитирование как форма диалога с понимающим зрителем – ещё одна свежая краска в жанровой палитре спектакля. Блестящие репризы – такие, как величественное враньё Хлестакова (арт. Василий Швечков – младший), сцена со слесаршей (засл. арт. РФ Наталья Высоцкая), или уморительное падение Добчинского (арт. Петр Мутин), когда он буквально «сел в лужу», вызывают заслуженный восторг зрителя.

Не давая зрителям скучать, режиссёр выстраивает каскады эстрадных номеров не хуже, чем в мюзик-холле. Эффектная Марина Юнганс демонстрирует дефиле в подчёркнутом длинным плащом неглиже. Стройные полицейские в шапочках «мальчиков из отеля» вызывают лучшие чувства. Зажигательная Наталья Салес раскрывает образ Анны Андреевны с неожиданной стороны, убедительно трактуя её как неувядающую и полную энергии современную нэпманшу – жену всякого преуспевающего чиновника, готовую делать карьеру не щадя живота своего. Истово верит она, что её Антоша будет и генералом, и полпредом, и даже фельдмарш… Именно Наталья Салес поддерживает и взвинчивает темп спектакля, играя на грани фарса. И такая партитура оправдана, иначе не будет кульминации, в которой сплетаются все голоса и жанры.

Два коротких пронзительных эпизода логически подготавливают неожиданный и эмоционально сильный финал.

Монолог Бобчинского (артист Алексей Грызунов) с несбыточной просьбой-мечтой рассказать о нём в Петербурге в своей кульминации звучит почти трагически. Этот прорыв в самую середину беззащитной души ничтожного человека – фирменный гоголевский приём, сделавший писателя основоположником целого направления в русской литературе. А смешную Марью Антоновну (актриса Юлия Стерлигова) режиссёр одарил десятью секундами глубокой драматической игры, когда в одну короткую реплику вложено и настоящее, и прошлое, и будущее. Обманули и бросили. А теперь все смеются.

Запоминающийся и свежий образ трактирного слуги, созданный молодым актёром Павлом Ботвиновским, – ответ на вопрос «Кому в чиновничьей Руси жить хорошо?» Трактирный слуга среди персонажей пьесы – единственный свободный человек! Он прислуживает, посмеиваясь, жуёт пирожок – и совершенно независим и самодостаточен, поскольку не пытается выдать себя за кого-то другого.

Лидер группы чиновников, составляющих свиту Городничего, судья Ляпкин- Тяпкин в блистательном исполнении нового актёра калининградской труппы Александра Егорова – ещё одна находка. Энергичный, обаятельный, пышущий здоровьем и заразительным жизнелюбием – ну какой он отрицательный герой? На таких национальный дух держится. Такой народ победить нельзя никаким царям и никаким законам.

Сдержанно-обаятелен представительный Иван Андреич Хлестаков. Василий Швечков даже не Хлестакова – Чичикова играет, и убедительный получается образ, потому что стоит за ним современная правда жизни. Хлестаковы сегодня на коне, циничные и уверенные в себе. Вместе с брутальным Осипом (артист Максим Махинов) они составляют единственный шанс для карьеры Городничего, какую бы важность он на себя ни напускал. И в исполнении артиста Виталия Баженова, и народного артиста России Михаила Салеса Городничий – герой прошедшего времени.

Не медвежьим рыком сегодня карьера делается, а вертикальными связями (в том числе и горизонтальными…).

Эффектный арсенал средств обольщения демонстрирует прекрасная половина Городничего – Анна Андреевна. Женскими чарами пользуется и местный попечитель с говорящей фамилией Земляника (Заслуженный артист России Василий Швечков старший). Для убедительности он даже переодевается в платье. Этот фарсовый приём доводит до завершения образ чиновника – как его понимает сегодня постановщик спектакля.

В финале на фоне игрушечных стен Кремля появляется огромная детская игрушка, которую забирает девочка. То ли это ангел иных времён, то ли ребёнок Добчинского, но она получает символический подарок из рук взрослых – некий образ счастливого будущего.

Что это будет за будущее? – спрашивает спектакль. И не даёт ответа.

Владимир Сухов, «Триумф», сентябрь 2012.
Поделиться:
Комментарии 0
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)